вторник, 24 июля 2012 г.

Сочинение мелодии и гармонии.

Для кого эта статья: для людей имеющих некоторый опыт сочинения музыки, но хотевших бы добиться большего на этом поприще.

Кому не надо читать эту статью: людям, знающим о сочинении музыки все (или так считающим).

Итак, практически любое произведение состоит из мелодии (а чаще всего из нескольких мелодий) и аккомпанемента, подчиненного определенной гармонии. Хотелось бы сразу рассмотреть исключения, чтобы к ним уже не возвращаться. Я знаю всего три: произведения для одноголосного инструмента (например, партита для флейты), полифонические произведения (ибо там несколько мелодий, в то же время являющихся аккомпанементом друг другу; справедливости ради стоит отметить, что есть и полифонические произведения с чистым аккомпанементом, но тема полифонии слишком сложна для рассмотрения в данной статье), и, наконец, произведения, построенные на приеме арпеджио, т.к. там отсутствует самостоятельная мелодия, а лишь обыгрывается гармония (произведений, построенных только на арпеджио, я не встречал, но этот случай тоже стоит учитывать).

При сочинении музыки есть два пути: сначала написать гармонию и на ее основе сочинить мелодию, или гармонизовать уже готовую мелодию. Рассмотрим их подробнее.

1. Сначала гармония – потом мелодия.
Этот способ, на мой взгляд, наиболее предпочтителен для начинающих композиторов. Сначала пишется гармония будущего произведения – последовательность аккордов, чаще всего 4 или 8 (или другая степень двойки). Если вы новичок, можете позаимствовать гармонию из уже существующего произведения, подобрав ее или найдя в интернете миди-аранжировку нужного произведения. Но написать гармонию совсем несложно и самому, просто наугад комбинируя аккорды, построенные на ступенях лада. Потом с опытом некоторые последовательности запомнятся, и гармония станет интересней, а времени на ее написании будет тратиться меньше. Конечно, хотелось бы рассказать об этом более подробно, но это слишком обширная тема, и несколькими предложениями тут не обойдешься.

Итак, гармония есть, теперь дело за мелодией. Опорными точками для будущей мелодии являются тоны соответствующего аккорда в гармонии. Но разумеется мелодия не должна ограничиваться лишь обыгрыванием нот гармонии, вы вправе использовать и неаккордовые звуки. Чаще всего неаккордовые звуки используются на слабых долях, так называемые проходящие и вспомогательные: первые служат как бы «мостиком» от одного аккордового звука к другому (ля-си-до на фоне ля-минорного аккорда), а вторые временным отклонением от аккордового тона (ля-соль диез-ля). Но можно употреблять неаккордовые звуки и на сильных долях такта, очень интересен такой прием как задержание, когда мелодия исполняет какой-нибудь тон предыдущего аккорда (на фоне следующего), как бы задерживается на нем. Или наоборот, опережает гармонию, тогда это уже называется предъемом. Таким образом, комбинируя аккордовые звуки с неаккордовыми, можно написать довольно-таки интересные мелодии, опираясь на существующую гармонию. Конечно написанный отрывок нуждается в развитии, но это уже тема для другой статьи.

2. Сначала мелодия – потом гармония.
Прежде всего надо сочинить мелодию. Взять мелодию у кого-то другого не получится, слишком уж она узнаваема и уникальна (в отличии от гармонии). Так что придется писать ее самим, как – это не суть важно, если есть проблемы с ее написанием, стоит обратиться к первому способу, здесь же предполагается, что мелодия уже написана.

Теперь эту написанную мелодию надо гармонизовать. По сути это задача обратная первому способу: ищем в мелодии тоны для будущего аккорда, и строим по ним гармонию. Честно говоря, гармонизация – это, пожалуй, наиболее обширная тема из затронутых мной в этой статье, гармонизации надо учиться, постепенно увеличивая арсенал своих художественных средств. Рассказать о ней все в одной статье просто невозможно, на рассмотрение лишь некоторых приемов понадобилась бы не одна статья.


Статья получилась что-то очень общей и сухой, но это наверное оттого, что изложенное здесь касается не какого-то конкретного стиля или жанра, а относится к теме сочинения вообще. Надеюсь, что кому-то это покажется интересным. Если кого-то эта тема действительно интересует, я мог бы поподробнее рассказать о вещах, которые я вскользь затронул в этой статье.

Источник: http://www.141600.ru/topic/9878-сочинение-мелодии-и-гармонии/

Комментариев нет:

Отправить комментарий