среда, 27 июня 2012 г.

Как беречь свой слух

Во время записи и сведения музыки следует учитывать несколько важных аспектов. Вы должны быть предельно внимательны к уровням громкости ваших мониторов и к количеству времени, которое вы уделяете сведению. Спектр слышимых частот человека меняется со временем и надо быть очень осторожным во время работы с ВЧ диапазоном. К сожалению, есть немало людей, чья карьера была разрушена из-за проблем со слухом.

Допустимые уровни громкости мониторов

Чем громче вы слушаете микс, тем быстрее ваши уши устают. После нескольких часов сведения вы уже будете неспособны воспринимать все нюансы и сделать правильную оценку ваших миксов.

Громкость измеряется в дБ. Порог слышимости человека начинается от 0 дБ и достигает 140 дБ, это настолько громкий уровень громкости, что может повредить ваш слух. Болевой порог находится на уровне 120 дБ.


На рисунке показаны типовые значения уровня звукового давления в децибелах. Мы видим, что все, что ниже 40 дБ может быть описано как «очень тихо». Все что ниже 20 дБ считается пределом допустимым для студии. В том смысле, что коэффициент шума контрольной комнаты 20 дБ означает, что при всем включенном оборудовании громкость шума будет ниже 20 дБ. Следует понимать, что измерение громкости в децибелах не линейное. Разница между 20 и 40 дБ не два раза. А в четыре раза.

Чтобы понять с какой громкостью стоит работать вам придется купить измеритель уровня и измерить уровень шума самостоятельно. Также вы можете воспользоваться рисунком показанным выше или другими ему подобными, чтобы понять с какой громкостью вы работаете. Хорошей точкой для старта будет 90 дБ. Это достаточно громко, и с такой громкостью вполне допустимо работать до восьми часов. Это тот уровень громкости на котором, согласно кривым Флетчера-Мансона, ваши уши слышат все частоты наиболее сбалансировано.



Наши уши созданы таким образом что мы наиболее восприимчивы к частотному диапазону в котором находится речь. Поэтому диапазон около 1 кГц человек слышит наиболее легко. Этот диапазон наиболее чувствительный, мы хорошо слышим его и на очень низких уровнях громкости.

Если при уровне громкости 90 дБ мы можем работать восемь часов, то как долго мы сможем работать на 93 дБ?

Ответ: 4 часа.

«4 часа? Это же в два раза меньше, а разница только 3 дБ?» — спросите вы.

Именно так, потому что больше на 3 дБ означает что звук в два раза мощнее, поэтому комфортно работать мы можем только четыре часа, т.е. в два раза меньшее количество времени. И так, каждые 3 дБ мы уменьшаем время вдвое. Это можно отобразить в таблице.



Уровень громкости, дБ Время работы
90 дБ 8 часов
93 дБ 4 часа
96 дБ 2 часа
99 дБ 1 час
102 дБ 30 мин
105 дБ 15 мин
108 дБ 7,5 мин
111 дБ приблизительно 4 мин
114 дБ 2 мин
117 дБ 1 мин
120 дБ Всего 30 секунд!


Вы видите насколько чувствительны уши к громкому звуку? Они не выдерживают большой громкости длительное время, вот почему мы слышим звон в наших ушах после громких концертов и переполненных баров. Ваши уши устают и пытаются сказать вам, что нужно сделать перерыв. После такой перегрузки не стоит пробовать сводить. Т.к. ваша способность к оценке значительно испорчена.

 

Слышимый спектр


Обычно говорят, что человек слышит от 20 Гц до 20 кГц. Но чем человек старше тем хуже мы слышим высокие частоты. Мы теряем около 2 кГц каждые десять лет. Вот еще одна таблица для наглядности.


Возраст Диапазон частот
20 лет 20 Гц-18 кГц
30 лет 20 Гц-16 кГц
40 лет 20 Гц – 14 кГц
50 лет 20 Гц – 12 кГц
60 лет 20 Гц – 10 кГц
70 лет 20 Гц – 8 кГц
80 лет 20 Гц – 6 кГц


Есть люди которые к двадцати годам не могут слышать даже 15 кГц, и наверняка есть инженеры которые в свои тридцать лет хорошо слышат 18 кГц. Но в любом случае с возрастом слух ухудшается. Поэтому музыканты, продюсеры и инженеры должны делать все, чтобы постараться уменьшить ухудшение настолько, насколько возможно.

Как я уже говорил, слушайте музыку на допустимых уровнях громкости, и не только когда вы работаете, но и когда вы просто слушаете для удовольствия. Используйте беруши в обстановке с высоким уровнем громкости, такой как концерты, или в любой другой ситуации когда вы считаете, что слух может быть поврежден. Работая в качестве инженера на живых выступлениях я всегда использую беруши. После того как я «вызвучил» каждого музыканта я вставляю беруши. Периодически я их достаю их ушей, чтобы убедится, что все идет хорошо, к тому же работа с наушниками не так влияет на мои уши.

Вывод

Наши уши самое ценное что есть. Лучшие в мире преампы, теплейшие микрофоны или чистейшие мониторы – все это не будет иметь никакого значения, если вы не сможете услышать это качество. Заботьтесь о своих ушах, делайте перерывы при сведении и используйте защиту ушей при необходимости. Если у вас будут уши, которым можно доверять, то ваша карьера будет более длительной и более удачной.

Автор: Björgvin Benediktsson. Источник: audio.tutsplus.com 

Комментариев нет:

Отправить комментарий