Во время записи и сведения музыки следует учитывать несколько важных аспектов. Вы должны быть предельно внимательны к уровням громкости ваших мониторов и к количеству времени, которое вы уделяете сведению. Спектр слышимых частот человека меняется со временем и надо быть очень осторожным во время работы с ВЧ диапазоном. К сожалению, есть немало людей, чья карьера была разрушена из-за проблем со слухом.
Допустимые уровни громкости мониторов
Чем громче вы слушаете микс, тем быстрее ваши уши устают. После нескольких часов сведения вы уже будете неспособны воспринимать все нюансы и сделать правильную оценку ваших миксов.
Громкость измеряется в дБ. Порог слышимости человека начинается от 0 дБ и достигает 140 дБ, это настолько громкий уровень громкости, что может повредить ваш слух. Болевой порог находится на уровне 120 дБ.
Чтобы понять с какой громкостью стоит работать вам придется купить измеритель уровня и измерить уровень шума самостоятельно. Также вы можете воспользоваться рисунком показанным выше или другими ему подобными, чтобы понять с какой громкостью вы работаете. Хорошей точкой для старта будет 90 дБ. Это достаточно громко, и с такой громкостью вполне допустимо работать до восьми часов. Это тот уровень громкости на котором, согласно кривым Флетчера-Мансона, ваши уши слышат все частоты наиболее сбалансировано.
Если при уровне громкости 90 дБ мы можем работать восемь часов, то как долго мы сможем работать на 93 дБ?
Ответ: 4 часа.
«4 часа? Это же в два раза меньше, а разница только 3 дБ?» — спросите вы.
Именно так, потому что больше на 3 дБ означает что звук в два раза мощнее, поэтому комфортно работать мы можем только четыре часа, т.е. в два раза меньшее количество времени. И так, каждые 3 дБ мы уменьшаем время вдвое. Это можно отобразить в таблице.
Допустимые уровни громкости мониторов
Чем громче вы слушаете микс, тем быстрее ваши уши устают. После нескольких часов сведения вы уже будете неспособны воспринимать все нюансы и сделать правильную оценку ваших миксов.
Громкость измеряется в дБ. Порог слышимости человека начинается от 0 дБ и достигает 140 дБ, это настолько громкий уровень громкости, что может повредить ваш слух. Болевой порог находится на уровне 120 дБ.
На рисунке показаны типовые значения уровня звукового давления в децибелах. Мы видим, что все, что ниже 40 дБ может быть описано как «очень тихо». Все что ниже 20 дБ считается пределом допустимым для студии. В том смысле, что коэффициент шума контрольной комнаты 20 дБ означает, что при всем включенном оборудовании громкость шума будет ниже 20 дБ. Следует понимать, что измерение громкости в децибелах не линейное. Разница между 20 и 40 дБ не два раза. А в четыре раза.
Чтобы понять с какой громкостью стоит работать вам придется купить измеритель уровня и измерить уровень шума самостоятельно. Также вы можете воспользоваться рисунком показанным выше или другими ему подобными, чтобы понять с какой громкостью вы работаете. Хорошей точкой для старта будет 90 дБ. Это достаточно громко, и с такой громкостью вполне допустимо работать до восьми часов. Это тот уровень громкости на котором, согласно кривым Флетчера-Мансона, ваши уши слышат все частоты наиболее сбалансировано.
Наши уши созданы таким образом что мы наиболее восприимчивы к частотному диапазону в котором находится речь. Поэтому диапазон около 1 кГц человек слышит наиболее легко. Этот диапазон наиболее чувствительный, мы хорошо слышим его и на очень низких уровнях громкости.
Если при уровне громкости 90 дБ мы можем работать восемь часов, то как долго мы сможем работать на 93 дБ?
Ответ: 4 часа.
«4 часа? Это же в два раза меньше, а разница только 3 дБ?» — спросите вы.
Именно так, потому что больше на 3 дБ означает что звук в два раза мощнее, поэтому комфортно работать мы можем только четыре часа, т.е. в два раза меньшее количество времени. И так, каждые 3 дБ мы уменьшаем время вдвое. Это можно отобразить в таблице.
Уровень громкости, дБ | Время работы |
90 дБ | 8 часов |
93 дБ | 4 часа |
96 дБ | 2 часа |
99 дБ | 1 час |
102 дБ | 30 мин |
105 дБ | 15 мин |
108 дБ | 7,5 мин |
111 дБ | приблизительно 4 мин |
114 дБ | 2 мин |
117 дБ | 1 мин |
120 дБ | Всего 30 секунд! |
Вы видите насколько чувствительны уши к громкому звуку? Они не выдерживают большой громкости длительное время, вот почему мы слышим звон в наших ушах после громких концертов и переполненных баров. Ваши уши устают и пытаются сказать вам, что нужно сделать перерыв. После такой перегрузки не стоит пробовать сводить. Т.к. ваша способность к оценке значительно испорчена.
Слышимый спектр
Обычно говорят, что человек слышит от 20 Гц до 20 кГц. Но чем человек старше тем хуже мы слышим высокие частоты. Мы теряем около 2 кГц каждые десять лет. Вот еще одна таблица для наглядности.
Возраст | Диапазон частот |
20 лет | 20 Гц-18 кГц |
30 лет | 20 Гц-16 кГц |
40 лет | 20 Гц – 14 кГц |
50 лет | 20 Гц – 12 кГц |
60 лет | 20 Гц – 10 кГц |
70 лет | 20 Гц – 8 кГц |
80 лет | 20 Гц – 6 кГц |
Есть люди которые к двадцати годам не могут слышать даже 15 кГц, и наверняка есть инженеры которые в свои тридцать лет хорошо слышат 18 кГц. Но в любом случае с возрастом слух ухудшается. Поэтому музыканты, продюсеры и инженеры должны делать все, чтобы постараться уменьшить ухудшение настолько, насколько возможно.
Как я уже говорил, слушайте музыку на допустимых уровнях громкости, и не только когда вы работаете, но и когда вы просто слушаете для удовольствия. Используйте беруши в обстановке с высоким уровнем громкости, такой как концерты, или в любой другой ситуации когда вы считаете, что слух может быть поврежден. Работая в качестве инженера на живых выступлениях я всегда использую беруши. После того как я «вызвучил» каждого музыканта я вставляю беруши. Периодически я их достаю их ушей, чтобы убедится, что все идет хорошо, к тому же работа с наушниками не так влияет на мои уши.
Вывод
Наши уши самое ценное что есть. Лучшие в мире преампы, теплейшие микрофоны или чистейшие мониторы – все это не будет иметь никакого значения, если вы не сможете услышать это качество. Заботьтесь о своих ушах, делайте перерывы при сведении и используйте защиту ушей при необходимости. Если у вас будут уши, которым можно доверять, то ваша карьера будет более длительной и более удачной.
Автор: Björgvin Benediktsson. Источник: audio.tutsplus.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий